От "Тимба" к "Касино"

Значение слова Тимба

Я не случайно именно так назвал эту свою статью, после прочтения интервью Сергеея Газаряна, у меня возникло желание прояснить и проверить определенные утверждениями, которые я там встретил. Итак, давайте вспомним какие значения имеет слово «Тимба» на Кубе:

Тимба это огромный живот. Timba con Pan хлеб с чем-то сладким (гуаяба). Так же это что-то, что вызывает сомнения.

Тимба это одна из самых сложных видов попсовой музыки в которой смешались разные музыкальные направления, но по своей форме это СОН. Тимба в нашем значении это музыкальный жанр Son Moderno

Кубинская группа «Charanga Habanera», во главе с David Calzado считается одной из родоначальников современной кубинской музыки Timba и одной из самых знаковых кубинских музыкальных групп. Их музыка - это богатая полифония перкуссионных и ударных, это много духовых, сложные рисунки пианино и вовлекающее хоровое пение. Давид Калсадо дает четкое определение Тимбе как музыкальному жанру. https://www.youtube.com/watch?v=mcn4PryeZfw

В интервью уважаемого мною Сергея Газаряна, есть очень хорошие и правильные вещи. То, что сразу вызывает согласие это призыв погружаться не только в сам танец на уровне физических движений, но чтоб хорошо научиться танцевать надо погрузиться так же в культурный пласт – по моему мнению это очень верно! Но в его статье есть некоторые моменты с которым можно поспорить.

Как правильно употреблять слово "Сальса"

Стало привычным говорить «танцор Сальсы» или «танцуя Сальсу». Но это не верное употребления термина! Когда мы говорим Сальса, так же как и в случае с Тимбой, мы имеем ввиду музыку. Об этом очень четко говорят мировые авторитеты в области латиноамериканской музыки: Тито Пуэнте и Селия Круз

С ним согласны и подтверждают их слова Рубен Бладес и Джонни Пачеко

В общем это известный в мире латиноамериканской культуры факт. Сальса – это музыка! (которая по своей природе и структуре и есть кубинский Сон) а не танец! В интервью Сергея мы находим, например, «Нужно помимо сальсы изучать другие стили танцев, развивать афро-кубинскую пластику, тренировать слух». Тут вполне очевидно, сальса используется в значении танец, которое, похоже, просто сделано механически, так как Сергей безусловно знает эти различия.

Итак, первый момент: танца «Сальса» не существует!! Подобную же неточность допускают достаточно серьезные исследователи, как Виктор Радзюн, который написал интересное и объемное исследование посвященное истории Сальсы. Цитата: «Люди учились сальсе не в танцевальных школах, а естественным образом — отплясывая на праздниках у друзей и знакомых»

Я привожу одну схему о том, можно ли употреблять слово "Сальса" и в каких значениях. Кто любит подробности, я думаю ознакомиться с удовольствием.

В этой связи важно уточнить, что если Сальса это музыка, то танец это Касино. Вернее стиль танца – Касино. Так же как есть стиль Ла и стиль НЙ. Но тот, кто танцует эти стили не может называться сальсеро. Ну только разве в случае если он музыкант! Не существует танца Сальса Ла или Сальса НЙ, как и нет танца Сальса Касино. Когда я говорю, что Касино это стиль танца, подразумеваю, что Касино это стиль Сона, как и все вышеназванные стили… А танцующий Сон называется сонеро, танцующий касино это касинеро.

Давайте несколько углубимся в историю Касино.

История танца Касино

Касино возникло в 1956 году в клубе Casino Deportivo. Вот его фото Casino Deportivo Касино, как стиль танца возникло в клубах из руэда де Сон и руэда де Ча-ча-ча. Именно руэда определяет структуру и хореографию Касино как стиля танца. CASINO ES UN BAILE DE SALON - так же как и его предшественник СОН! Как клубный танец он имеет свои правила, закономерности и нормы. Это так же означает, что только во вторую или даже третью очередь Касино уличный танец… Его нельзя танцевать «как хочешь» в том числе и потому, что он (танец) имеет длинную и многовековую историю. Почти каждое движение танцуется с четко определенно динамикой из определенных парных позиций и в определенные позиции возвращается. Кстати интересный исторический факт, который, возможно некоторым не известен: первые руэды де Касино танцевали белые люди. Да, да вы не ослышались! Касино на Кубе придумали белые люди!

Это уникальное видео на котором можно увидеть Розендо и его партнершу Каруку – одних из ведущих знаменитой rueda de Patricio…

Мы знаем что революция на Кубе произошла в 1959, но Касино уже возникло раньше. До революции на Кубе был расизм, были зоны для белых, для мулатов и для негров. Casino Deportivo находилось в зоне для БОГАТЫХ БЕЛЫХ, куда проход темнокожим был запрещен. В Casino Deportivo была клубно-карточная система. До сих пор сохранились еще карточки того периода их можно увидеть в различных исторических исследованиях. Один из первых знаменитых танцоров Касино, его до сих пор помнит Куба, - одним из создателей конкурса Para Bailar был Розендо - вот его фото

Итак, мы несколько углубились в историю танца и теперь можем легко ответить на такие простые вопросы. Корректно ли вставлять ритуальные танцы негров в касино, если его придумали белые люди? Каждый, у кого есть логика может ответить сам.

Одним из главных и передовых тимбовых групп на Кубе, конечно, является Лос Ван Ван и недавно почивший Хуан Формель – который был белым человеком, белым композитором, белым музыкантом. Только не заподозрите меня в расизме! Я просто хочу расставить акценты, о которых сейчас многие забыли или не знают. Итак, белый композитор писал Тимбу под которую танцевали что?? Конечно, Касино! (Salsa y Casino de la cultura popular tradiocional cubana p. 49 – Argentina 2010)

Итак, от музыки к танцу, от Тимбы к Касино, как и говориться в оглавлении.. Вполне понятно, если под Тимбу танцуют Касино, то что то из них музыка, а что-то танец). В структуре музыкальной композиции Тимбы существует секция Бомба или Тимба (когда достигается пик музыки) под которую танцуют DESPELOTE. Но деспелоте это не танец – это часть танца, когда танцующие пары находятся в свободном танцевании. Деспелоте для нового поколения касинерос это значит танцевать с неистовством сексуально и с энергией. Но никак нельзя ставить все с ног на голову. От музыки Тимба к танцу Касино! Кубинский историк Барбара Бальбуеньа пишет что на Кубе под Тимбу танцуют Касино. (Salsa y Casino de la cultura popular tradiocional cubana p. 49 – Argentina 2010).

Касино это очень интересный и не простой танец.. многие преподаватели танцевальных школ пытаются танцевать Афро в Касино, в то время как не смогут станцевать даже «Гуаперию»… и от этого действительно становиться грустно… это еще одна веская причина по которой стоит прежде всего начинать танцевать с базы касино и со структуры касино

А как же Сальса? Спросите вы. А вот как раз Сальсы на Кубе в общем то и нет. Сальса это североамериканская музыка, распространенная и возникшая в США, но которая по своим музыкальны характеристикам является кубинским Соном. Подавляющее большинство музыкальных групп на Кубе играют Тимбу. И если, вы на Кубе попросите сыграть Сальсу, то скорее всего вам исполнят Сон.

Корректно ли вставлять Афро в Касино?

Сергей говорит в своем интервью: «Так же танцоры могут добавлять кубинский фольклор: танцы ориш, арара, абакуа, пало». Вопрос куда добавлять не стоит.. Сергей сам на него отвечает: «я разделяю такой стиль как «касино» – это танцевание фигур и узлов (чем, по большей части, занимается большая часть нашей страны), сексуальный стиль «despelote», так же считается неотъемлемой частью кубинского стиля. И вот эти составляющие дают нам тимбу». То что, использовать слово Тимба для обозначения танца некорректно мы уже выяснили выше. То, что многие увлекаются Афро - достойно уважения - но причем тогда Афро к Касино, так как речь идет именно о танце?? Не мешайте рис с манго говорят кубинцы, иначе будет расстройство. С таким же успехом можно пробовать вставлять в Касино Мазурку или танец живота.

Касино это вершина эволюции кубинского танца! Его генетическая линия произходит от Contradanza Criolla через Danza Habanera, Danzon Matancero в Son и Cha-cha-cha в Касино, на это ушло несколько столетий, и привела к возникновению высокоспециализированного хореографического рисунка. Не забываем что Сон и Касино - son bailes de Salon. Салонные или клубные танцы были разделены на Кубе от примитивных племенных плясок основанных на анимистических верованиях. Эта мысль легка для понимания - одно дело религиозное служение Бембе - в процессе которого в танцующего должен вселиться дух Оришы и танцевать в этом человеке и другое дело пойти приятно провести время в клубе и потанцевать с понравившейся девушкой. Религиозные танцы никогда не танцевались в парах. В касино нет ни одного структурного элемента афро.

Афро никогда не было предшественником Касино и в истории развития танца от Контраданса до Касино исторически ему нет места. Для подтверждения того как на Кубе танцуют касино под песню в которой упоминается Ориша Йемая.

(Что важно снятого пару лет назад и когда кубинские танцоры касино были приглашены на эту программу) Вы можете удостовериться, что кубинцы на Кубе танцуют чистое хорошее касино и даже в такую музыку не вставляют элементы афро. Хотя вроде бы было бы логично их вставить верно?? Просто странно даже! да? Всего один элемент на две восьмерке у одной пары из всех танцующих!! Вот в процентном отношения Афро к Касино на Кубе в социальном танце. То, что сейчас кубинцыпреподают в Европе - есть чистой воды коммерция. Такое количество Афро какое преподается никогда не использовалось для танца на самой Кубе. Вот пример конкурса Para bailar Сasino - танцует большое количество пар и никто не за весь танец не вставил ни одного элемента Афро.

А вот еще один характерные пример! https://www.youtube.com/watch?v=uXbwJlENsQs в Финале конкурса - участники танцуют Мамбо, Румбу, Сон, Ча-ча-ча, Чанги, Реггетон и даже ДАНСОН! Но Афро?? Афро нет!! Как вы думаете почему? Ответ очевиден. Никто на Кубе не воспринимает Афро как дискотечный танец. Конечно, можно танцевать Афро под Тимбу, и вставить для приличия пару Энчуфл - возможно получиться не плохой ШОУ-номер. Только не называйте это касино.

Различие между ритуальними и фольклорными (народными) танцами

И последнее.. давайте не путать Ритуальные и Фольклорные танцы. Сергей говорит в своем интервью: «Так же танцоры могут добавлять кубинский фольклор: танцы ориш, арара, абакуа, пало..» Foulk dance - это есть народные танцы. Уточним понятия: Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы). К фольклорным танцам Кубы относят Son Rural, Son Сampesino, Caringa, Zapateo, Nengon, Sucu-sucu, Guajira, la danza "el papalote".

Не все этнические танцы являются народными, например, ритуальные танцы или танцы ритуального происхождения, не считаются народными танцами. Ритуальные танцы, как правило, называются «религиозные танцы» из-за их назначения. К ритуальным танцам Кубы относят танцы Оришас, Пало, Абакуа.

Ритуальные танцы Абакуа или Оришей – это в первую очередь религиозные танцы. На религиозном служении Бембе черные рабы из кабильдос доводили себя до религиозного экстаза и во время танца в них должен был вселиться дух и танцевать в человеке.. что это за духи – нам верующим людям не стоит объяснять… Касино это социальный танец – который гораздо легче смешать с народными кубинскими танцами чем с ритуальными! На фестивале в Тунисе, который только прошел в начале Июня 2014, известный румберо Гектор Овиедо сказал: «В Румбе Колумбии нет ничего религиозного. Если вы вставляете туда танцы Ориш – это значит у вас нет ресурсов (как у танцора), это значит у вас закончились движения и вы вынуждены, по своей бедности, заимствовать их из других танцев» Тоже самое справедливо и в отношении Касино. В касино нет ничего религиозного!

Заключение

В ходе этой небольшой статьи, были затронуты разные темы: история касино, правильное употребление слова Сальса и Тимба, исторически паказано, что Касино было создано белыми людьми, кубинский танец прошел долгую эволюцию перед тем как возникла вершина эволюции - Касино, в его истории нет места ритуальным танцам, под Тимбой мы понимаем современную кубинскую музыку, которая по сути является кубинским Соном Модерно под которую на Кубе танцуют Касино!

Александр Павлов

В школе латиноамериканских танцев "Сальса коледжио" мы быстро обучаем, у нас есть пошаговое руководство,от простого к сложному - четкая программа в отличие от хаотчиного преподавания в других школах сальсы в Киеве