О конгруэнтном танцевании Касино

Как хорошо, что уже почти не осталось отсталых школ танцев, которые преподают Сальсу четверками! Хотя еще совсем не давно это было реальностью. Кто не понимает - имеется ввиду счет или умеет считать ваш преподаватель танцев только до четырех или уже научился считать до восьми.

Я уже как-то говорил, что счет в данном случае означает музыкальные доли, а не номер шага, как любят это представить некоторые теоретики Сальсы. Например в Ча-ча-ча (ча-ча это водка), как вы знаете, нет клаве и музыка там действительно идет четверками, но сам шаг имеет двухтактовую структуру то есть 5 шагов в первом музыкальном такте с одной ноги и пять шагов в во втором такте с другой ноги.

Ну и что спросите вы? Это мол и так давно известно.. Чуть терпения мой читатель, я хочу рассказать о вещах более интересных.

Нам важно определить: когда мы считаем в сальсе 123-567 это не номер шага, а что ни есть самые музыкальные доли. Хотя нам могут возразить, что музыкальный ритм сальсы равен 4/4 и более верно было бы считать четверками. Все же почему это не корректно, не верно и не эффективно?

Все упирается в символическое понятие такта клаве. Такт, клаве всегда содержит 5 ударов, которые бьются на протяжение двух музыкальных тактов в размере 4/4. 4/4+4/4=8/4 Вернее было бы говорить, что ритм сальсы 8/4, конечно музыкально это не вполне корректно – но эта идея позволяет понять, что такт клаве длиться 8 долей.

Какой бы мы ритм клаве не взяли 3/2 или 2/3, румбу или сон такт клаве всегда длиться 8 долей и именно поэтому мы считаем до 8. Можно было бы углубиться и для различия клаве Сона и клаве Румбы ввести 16 долей, такой счет вполне оправдан, так как разница клаве Румбы и клаве Сона всего одна восьмая в третьем ударе клаве, но это не удобно на практике.

О «двухтактовости» базовых фигур

Если мы возьмем базовые фигур сальса-касино, такие как Enchufe, Di le que no, Нecho, Vacilala, Sombrero, Exibela - все эти фигуры состоят из восьми счетов. Невозможно их станцевать за четверку. В самой структуре базовых фигур заложена двухтактовая структура, как отражение музыкальной двухтактовости. Вы не можете разделить такт клаве, так же вы не можете разделить упомянутые мной базовые фигуры. Если вы их разделите они перестанут существовать. В данном случае танцевальная «двухтактовость» отражает музыкальную двухтактовость и в этом и есть конгруэнтность. То есть когда начинается такт клаве должна начинаться фигура.

Если, например, начался такт клаве а «двухтактовая» фигура, типа Sombrero, начинается по середине такта клаве, то в данном случае танцевание не конгруэнтно. Еще попробуйте станцевать Sombrero с 567 и закончить 123 (я имею ввиду не музыкальные доли, а номера шагов) – невозможно, ужасно правда? Так, почему же так можно обращаться с музыкой? В данном случае я описал танцевание на 5. Вы со всей очевидностью сейчас увидели, почему такое танцевание музыкально не грамотно. К сожалению, так еще пока преподают и танцуют множество школ сальсы. Не корректно, танцевать на пять, так же как не корректно перебивать говорящего человека по середине его предложения. Это, конечно часто делают. Но на сколько это красиво?

Примеры не конгруэнтного танцевания:

На 49 секунде Конкурс El Talisman Киев 2008 в результате не удачного футворка Александр переходит на пятую долю. Базовые движения выполняются в разрез с музыкой и это явно режет слух и глаз. И только на 1минуте 10 секунде после трюка ритм снова выравнивается и танцевание становится конгруэнтным.

Тут (видео удалено) сразу маэстро Yoel начинает не на первую долю, базовые движения такие как Дилекино, Энчуфле и.т.л. в диссонансе с музыкой и танцуются на пятую долю, танцевание не конгруэнто музыке. И вопрос тут даже не в том, что он танцует правой ногой на раз, а том, что базовые фигуры начинаются на пять.

Вот видео Festival de Rueda Bordeaux 2008 - Raffael Baro где под эту же музыку Рафаэль Баро танцует правильно- на первую долю.

Смена доли, смена клаве и смена шага.

Итак, что такое смена доли и смена клаве? Это разные понятия или они тождественны? Всегда ли смена клаве приводит к смене шага? Попробуем ответить на эти непростые вопросы.

Под сменой главной доли мы понимаем смену музыкального акцента, в данном разбираемом случае с раз на пять. Первую долю легко определить. С нее начинается музыка, но не только. Она как правило, громче, и гармония начинается с нее (тоника, доминанта, субдоминанта и разрешении в тонику), как правило мелодия и вокал (не всегда) начинается с первой доли. Часто музыкантами проводиться следующий маневр: в какой-то момент все инструменты вступают на пятую долю. Вся двухтактовая структура теперь начинается там где раньше было пять и это и есть смена доли. Которая должна за собой повлечь смену шага сальсеро!

Смена шага, когда опытный сальсеро слышит смену доли он автоматически меняет шаг. То есть партнер должен на тот счет, где он слышит теперь раз ( где раньше было пять) пойти с левой ноги. Он ходит два раза подряд ( на два последовательных музыкальных такта в размере 4/4) левой ногой – это и называется сменой шага. Смена шага всегда, должна происходить со сменой доли.

Смена клаве – это неоднозначное понятие . Как правило его отождествляют со сменой доли. Но это не совсем верно. Мы различаем:

  1. Виртуальная смена клаве. Чуть ниже вы поймете, что имеется ввиду.
  2. Реальная смена клаве , когда под сменой клаве мы понимает смену самих ударов клаве.

Послушаем теперь некоторые композиции для большей ясности. Берем композцию Havana C & Yuly из альбома Todo Lo Malo Se Va Bailando 2012 Песню под названим Ella Se Vuelve Loca. (видео 1)

На 1 минуте 46-47 секунде происходит смена доли, которая неизменно должна привести к смене шага. Происходит так же виртуальная смена клаве, когда был ритм 2:3 а стал 3:2, но реально клаве не менялось, оно продолжает биться без изменений, изменилась только доля вступления двухтактовых структур. И партнер вынужден дважды пойти с левой ноги L.

Итак, в этом случае изменилась доля и меняется шаг. Реально клаве не менялись, хотя формально мы говорим, что клаве меняются с 2:3 на 3:2.

Возьмем другой пример (видео 2). Хуан Формель большой любитель различных трюков с клаве! Послушаем композицию LOS VAN VAN альбом Chapeando 2005, которая называется Anda ven y quiereme. На 2:08 происходит смена доли и смена шага и реальная смена клаве.

Это интересный случай! В данном случае есть реальное изменение клаве (как говорит Формель: я кубинец у меня есть «лицензия на клаве» - то есть, что хочу с клаве то и делаю.), но виртуально, клаве не меняются, так как был ритм 2/3 так он и остался 2/3, хотя смена шага произошла!! Вот такая математика) Похожая ситуация (видео 3) в песне Los Van Van альбом Arrasando 2009 – «Si No Te Quieres Tu» на 4 мин 10 сек.

Но это еще не все! Бывают ситуации по круче, потому что Хуан Формель большой выдумщик! Не просто танцевать под Лос Ван Ван)

В той же песне с 55 секунды до 1 мин. 05 с. идет сбивка с двойным изменением клаве, двойным "Лицензия клаве".

В итоге, при реальном двойном изменении клаве шаги не меняются, виртуально клаве не меняются ( как были 2-3 так и остались) , смены доли как таковой нет и что важно для нас танцующих людей смены шага тоже нет. К чему же такие навороты?? Спросите дядьку Формеля))

Итак, друзья теперь когда танцуем - внимательно слушаем музыку, чтобы не пропустить смену доли! Особенно это важно для тех, кто готовиться к участию в конкурсах, хотя и для себя с партнершей на дискотеке тоже стоит за этим следить!!

Александр Павлов. В соавторстве с Александром Ивлевым (музыкант группы "Дислокадос")

Уроки сальсы У нас стиль и элегантность. У нас танец достойных людей в отличие от некоторых других школ танцев в Киеве